АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРССНИКОВ (памятка педагогам)

Адаптация  – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в лицее и требованиями к знаниям.

2. Провести беседу о правильном слушании лекций.

3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.

4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.

6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.

7. Проводить менее стрессогенный опрос:  письменный, текстовый или групповой.

8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.

9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.

10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения барьеров в общении.

11. Применять методы обучения педагогов - новаторов. 

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде лицея считаются:

·        Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

·        Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

·        Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

·        Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой