Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.
Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников
1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в лицее и требованиями к знаниям.
2. Провести беседу о правильном слушании лекций.
3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.
4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
7. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, текстовый или групповой.
8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.
9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.
10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения барьеров в общении.
11. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде лицея считаются:
· Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
· Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
· Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
· Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой